О Шри-Ланке

   




У этого острова в Индийском океане столько же имен, сколько и живущих на нем народов. Слезинка Индии и Благословенная Земля, Жемчуг Востока и Остров Львов, наконец, Цейлон и Шри-Ланка – всего историки насчитывают более 80 названий.



Смешение народностей на острове стало причиной появления весьма запутанного клубка религий. Многие святые места на Шри-Ланке не имеют точной религиозной «принадлежности» и одинаково почитаются представителями всех конфессий. Местные жители придерживаются девиза «Бог один – провайдеры разные», наверное поэтому та самая неуловимая искренняя «духовность» сквозит здесь во всем.

Мусульмане считают, что именно на Шри-Ланке находился райский сад Эдем, и они не так уж далеки от истины: местные пляжи, лазурные волны и красочные коралловые рифы вполне подходят для настоящего «райского местечка». А вместе с яркой кухней и красочными достопримечательностями Цейлон гарантированно не оставит никого равнодушным.
КСТАТИ 

Жители Шри-Ланки в большинстве своем глубоко религиозные люди, причем буддистские или индуистские ритуалы здесь зачастую переплетаются с древними языческими обычаями. Чтобы не оказаться в неудобной ситуации, полезно помнить о некоторых правилах:
- При входе в храм нужно снимать обувь и головной убор. Короткие шорты и открытая майка – не подходящий наряд для посещения святого места. Если служителю на входе ваша одежда покажется слишком откровенной, вам выдадут накидку-саронг.
- До монахов нельзя дотрагиваться, а женщинам передавать им что-либо из рук в руки.
- В общественных местах лучше не сидеть нога на ногу так, чтобы подошва вашей обуви была обращена к кому-либо из окружающих: у буддистов это считается неуважением.
- Будьте осторожны с жестами: эквивалентом нашего «среднего пальца» здесь считается указательный палец, оттопыренный из повернутого вверх ладонью кулака (примерно как мы обычно показываем жестом «один»).

Что требуется от тропического отдыха? 

Теплое море с хорошими пляжами? Есть. Комфортабельные отели? Сколько угодно. Условия для дайвинга, серфинга, глубоководной рыбалки? Они тут превосходные. Исторические памятники? Нет проблем, экскурсионные возможности Шри-Ланки практически безграничны, главным образом из-за многотысячлетеней истории. Джунгли? Навалом. Экзотические фрукты? В любом количестве.



При этом очень спокойная эпидемиологическая обстановка и, последние несколько лет, мир и спокойствие в среде местного населения.

Не столько пляжный отдых сколько исторические и природные достопримечательности – главная приманка для туристов


Ремесленники еще не забыли, как набивать батик, вырезать из дерева и слоновой кости, создавать оригинальные маски. Сингалы и тамилы продолжают выращивать и вручную собирать лучший в мире чай, кропотливо возделывать рисовые чеки, а из недр земли кирками — также вручную — доставать драгоценные камни: сапфиры, рубины, цирконы и аметисты.

В центре острова, в Культурном треугольнике, бережно охраняют древние святилища и крепости, пещерные монастыри и руины древних городов.

Основные потоки тех, кому интересно полюбоваться ланкийской историей, застывшей в камне, как правило, идут на юг Шри-Ланки, в Сигирию. Как известно, официальных чудес света — всего семь. Остальные, не вошедшие в этот список, по традиции называют «восьмыми».
На Шри-Ланке восьмое чудо света — это Сигирия или Львиная Гора. 

История этой резиденции проста и кровава. В V веке нашей эры, старший сын короля Датусены, Касапа, должен был взойти на престол, но отец отдал власть его младшему брату. Касапа рассердился, заключил отца в темницу, а после и вовсе убил. Опасаясь мести брата, Касапа построил свой дворец в труднодоступном месте, на вершине скалы. А вокруг нее зодчие царя возвели великолепный город. Отцеубийца, душегуб и эротоман царь Касапа, то ли от страха, то ли от любви к архитектуре, всячески поощрял фортификационное искусство. Руины его неприступной крепости Сигирия даже в XXI веке выглядят весьма впечатляюще.

Резиденция царя находилась на самой вершине скалы. По легендам, она была из мрамора и драгоценных камней. Убедиться в подлинности этих преданий уже невозможно, — до наших дней от дворца Касапы сохранился лишь царский трон. Как строителям прошлого удалось затащить на такую верхотуру необходимые стройматериалы для его строительства — до сих пор непонятно.

Одна из немногих фресок наложниц царя Касапы, сохранившаяся до наших дней
К дворцу Касапы ведут лабиринты лестниц: ступени вырезаны между лапами огромного льва. Образ этого хищника имел двойной смысл: во-первых, он являлся эмблемой государства. Во-вторых, был символом устрашения. У подножия дворца были разбиты сады и бассейны. В них плескались наложницы царя. Говорят, их было более пятисот. Касапа время от времени спускался к ним из своего дворца, однако чаще наложницы сами карабкались в его покои. В наши дни подъем на почти двухсотметровую гору даже у самых выносливых и спортивных представителей рода человеческого занимает около двух часов. Очевидно, после подобных марш-бросков подневольным подругам Касапы было не до камасутры.

По оценкам ученых, портретов любимых жен Касапы в свое время было около пятисот. До наших же дней из них уцелели лишь восемнадцать. Ни яичный белок, ни мед диких пчел не спас большинство изображений от уничтожения. Причем, уничтожило их не безжалостное время, а вполне миролюбивые люди.

После смерти короля Касапы крепость Сигирия пришла в упадок. Затем через несколько лет эти места облюбовали буддистские монахи. Они любили медитировать в здешних пещерах. Правда, эти пещеры были украшены фресками с изображениями обнаженных дам. Эти самые дамы не давали монахам толком медитировать. Есть версия, что буддисты безжалостно стирали фрески. Правда, все они стереть не успели — здесь кое-что осталось. Наскальные фрески в жанре «ню» и процесс самопознания посредством медитации — вещи абсолютно несовместные. Вот и превратились местные монахи в обыкновенных вандалов. Впрочем, на то у них были весьма веские причины. На кону было не что-нибудь, а сама нирвана.

Согласно ланкийским представлениям достичь нирваны можно по-разному. Можно усердно молиться. Можно упорно трудиться. Певцы и танцоры из ланкийского города Канди предпочитают последний вариант. С понедельника по воскресенье, двенадцать месяцев в году, они участвуют в многочасовом шоу, собирающим в кандийском дворце искусств толпы народу.

Представление неизменно начинается с исполнения государственного гимна Шри-Ланки, что по мысли устроителей должно подчеркивать важность и значимость происходящего. После на сцене, в хаотичном порядке сменяя друг друга, появляются то акробаты, то танцоры. Глядя на этот красочный вертеп, становится ясно: ланкийцы чрезвычайно музыкальны и на удивление пластичны.

Никому, кто побывал на Шри-Ланке не надо объяснять, почему на острове мало клубов и дискотек. Вместо них здесь — народные танцы в режиме нон-стоп.

Шоу в Канди — распаляет участников в прямом смысле слова. В этом зрители убеждаются уже во втором акте, когда на сцене появляются местные чудотворцы, эти в буквальном смысле слова — горячие ланкийские парни, разгуливающие на глазах у всех по раскаленным углям.

Одного из этих огнеупорных людей зовут Богахаланде. Он — убежденный буддист. Противник насилия. Сторонник йоги. Богахаланде не курит и не пьет. Кроме прочего, он — вегетарианец с многолетним стажем. Отсутствие в его повседневном рационе мяса, помогает Богахаланде ходить по раскаленным углям, как по паркету. Каждый день, в течение последних восемнадцати лет, Богахаланде ходит по углям и глотает огонь. За вечер зарабатывает десять долларов. В неделю — выходит все семьдесят. Среднестатистический житель Шри-Ланки о таких деньгах может лишь мечтать.

Каждый день, в течение последних восемнадцати лет, Богахаланде ходит по углям и глотает огонь
О том, чтобы сын или дочери пошли по его стопам, — то есть, по раскаленным угольям, — Богахаланде даже не думает. Слишком горячо, во-первых. Во-вторых, на свете есть масса иных, не менее интересных профессий. Лучше пусть дети получат хорошее образование, чем будут факирами. Хотя быть факиром — по убеждению Богахаланде — совсем не так трудно, как может показаться со стороны. Посылая пламенный привет друзьям и близким, Богахаланде выходит каждый вечер на сцену и в который раз на собственном примере доказывает: заблуждаются те, кто наивно полагает, что в огне брода — нет. Как и каждый буддист, Богахаланде стремится к нирване. При этом «огнепроходец» и «огнеглот» не скрывает, что нынешняя жизнь его полностью устраивает.
Главное — не сгореть на работе. Остальное — мелочи.

Иностранных туристов везде встречают как самых дорогих гостей — с искренним интересом и улыбками. Вообще, ланкийцы так часто и подолгу улыбаются, что трудно понять, как у них находится время на что-то еще.
Приехать на Шри-Ланку стоит хотя бы для того, чтобы научиться так же улыбаться — ритмично покачивая головой из стороны в сторону. Одно это даст возможность отвлечься от оставшихся дома проблем, надолго зарядит бодростью и оптимизмом. А если к этому добавить еще и курс омолаживающих процедур, основанных на древних традициях аюрведы и ароматерапии, и купание в освещенном лунным светом океане, и романтические прогулки вдоль заросших лотосами прудов, и традиционное «английское» чаепитие с видом на чайные плантации, то вернешься домой только для того, чтобы с нетерпением ждать возможности снова побывать на этом удивительном острове.

Цейлонская кухня во многом напоминает кухню Южной Индии

Огромное количество специй, огонь жгучего перца и минимум мяса. Многие кафешки и ресторанчики «для местных» вообще готовят только вегетарианскую еду – ищите пометку «Pure Veg» на вывеске рядом с названием.

Курорты побережья Шри-Ланки – раздолье для любителей рыбы и морепродуктов. Лобстеры,
Карри - основа повседневного шри-ланкийского меню. Готовят карри из всего что найдется на кухне:
мяса, рыбы, морепродуктов, овощей и даже фруктов. Обязательный ингредиент один – одноименная паста карри, пряная и острая. Впрочем, набор пряностей и специй, составляющих эту самую пасту, у каждой хозяйки тоже свой, так что результат поистине непредсказуем. Тушеные с добавлением пасты мясо или овощи подаются с рисом.
королевские креветки, крабы и прочие моллюски сидят в аквариумах ресторанов и ждут своего часа. Готовят их обычно на гриле, и на этот раз (наконец-то!) дело обходится без чили. Из местных напитков внимания заслуживает, прежде всего, черный чай. По колониальной традиции чай на Цейлоне подают в фарфоровой посуде и, как правило, с молоком.

Лучший (и к тому же наиболее безопасный) способ утолить жажду на Шри-Ланке – это самый обыкновенный кокос. На сингальском он называется тамбили. Тамбили продают везде – в супермаркетах, на базарах и просто вдоль дорог. Свежий кокос виртуозно «разделают» прямо перед вами с помощью гигантского мачете.

Еще один популярный прохладительный напиток на Шри-Ланке называется «ginger beer». Несмотря на название, в нем нет ни грамма спирта, зато он очень хорошо освежает в жару и обладает пряным имбирным ароматом.

Из спиртных напитков местного производства следует упомянуть арак – водку из пальмового нектара. Качественный арак выдерживается в дубовых бочках и имеет крепость до 60%.
КСТАТИ 

Разгоревшийся во рту во время обеда пожар бесполезно гасить ледяной водой и прочими напитками. Действие жгучего перца лучше всего нейтрализуется жиром, поэтому острую пищу следует запивать коктейлями на основе молока или мороженого. В меню стоит выбирать блюда с кокосовым молоком – они гарантированно не будут жгучими.

Когда ехать?

Сезоны на Шри-Ланке различаются по интенсивности тропических ливней, причем на разных берегах острова одновременно может быть два разных времени года.

На западе Цейлона сильнее всего льет летом, а на востоке – зимой. Соответственно, лучшее время для посещения Коломбо, Берувелы, Хиккадувы и прочих курортов юго-западного побережья – с ноября по март. На восток Шри-Ланки нужно ехать с апреля по октябрь.

Купальный сезон на острове открыт круглый год, температура воды Индийского океана - около 25 градусов!

Подробнее об этом, а так же о том:

  • какими секретами нужно обладать, что бы выбрать отель в этой экзотической стране;
  • чего нужно и чего не стоит здесь опасаться;
  • на что обратить внимание при бронировании отеля...







ЕЩЕ О ШРИ-ЛАНКЕ